Харьковские маршрутки: сколько их, как работают и сколько стоит проезд

Харьковские маршрутки Харьковские маршрутки

Харьков — второй по численности населения город Украины и один из крупнейших транспортных узлов. Маршрутки (маршрутные такси) здесь играют важнейшую роль в перевозке пассажиров, особенно в часы пик и в районах, где нет метро или трамваев.

🔸 Общее количество маршрутов:
На 2024 год в Харькове действует около 150 городских и пригородных маршрутов маршрутных такси. Это как городские маршруты, связывающие спальные районы с центром, так и соединяющие отдалённые сёла с мегаполисом.

🔸 Количество машин на линии:
В будние дни на линию выходит около 1200–1400 маршруток, в зависимости от времени года, дня недели и технической готовности транспорта.

Стоимость проезда

🔸 Городские маршруты:
Стоимость проезда составляет 15 гривен (данные на середину 2025 года).

🔸 Пригородные маршруты:
Цена может варьироваться от 20 до 50 гривен, в зависимости от расстояния. Например, маршрут до Чугуева или Мерефы стоит дороже, чем по городу.

Как оплачивают проезд

Несмотря на обилие цифровых решений, основной способ оплаты в маршрутках — наличный расчёт водителю. Оплата происходит при входе или выходе (в зависимости от маршрута и заполненности салона).

❗ Интересные факты:

  • Большинство водителей до сих пор не принимают безналичную оплату — ни банковские карты, ни QR-коды.
  • В некоторых частных маршрутах начали тестировать оплату через терминалы, но это скорее исключение.
  • Студенты и пенсионеры часто пользуются скидками или льготным проездом, но для этого необходимо предъявлять удостоверение.

Особенности харьковских маршруток

🔹 Плюсы:

  • Большое покрытие: туда, где не доезжает метро, можно доехать на маршрутке.
  • Частый интервал движения на популярных направлениях (в среднем 5–10 минут).
  • Удобны для поездок «от двери до двери», особенно в частном секторе или в новые жилые комплексы.

🔹 Минусы:

  • Отсутствие кондиционеров и перегрузка в часы пик.
  • Невозможность безналичной оплаты.
  • Состояние части автопарка оставляет желать лучшего.
  • Пассажиры жалуются на грубость некоторых водителей и отсутствие расписания.

Самые загруженные маршруты Харькова

Некоторые маршруты давно стали «легендами» среди харьковчан:

  1. 296 — Южный вокзал – Салтовка
  2. 225 — ЮЖД – Северная Салтовка
  3. 119э — Залютино – Центр – Лесопарк
  4. 302 — Аэропорт – Салтовка
  5. 280э — Павлово Поле – Центр – Новые Дома

В перспективе

Городские власти Харькова не раз заявляли о необходимости реформы маршрутной сети, включая:

  • переход к электронной системе оплаты (карты, NFC, QR);
  • стандартизацию маршрутов и создание официального расписания;
  • замену старых «богданов» и «мерседесов» на новые автобусы средней вместимости;
  • более тесное сотрудничество с общественным транспортом — метро, трамваем, троллейбусом.

Маршрутки остаются неотъемлемой частью харьковской транспортной системы. Несмотря на свои недостатки, они ежедневно перевозят сотни тысяч горожан, особенно в районах, удалённых от метро.
Будущее маршруток зависит от модернизации, цифровизации и воли местных властей — а пока харьковчане продолжают жить по расписанию маршрутного такси.